80 лет Великой Победы: лидеры профсоюзного движения
Культура в годы Великой Отечественной войны сыграла исключительную роль, став мощным оружием в борьбе с врагом и источником духовной силы для советского народа. Она не просто отражала трагические события и героизм, но и активно формировала общественное сознание, поддерживала моральный дух армии и тыла, вдохновляла на подвиги.
Литература, музыка, театр и кино были мобилизованы для пропаганды патриотизма и ненависти к захватчикам. Писатели, поэты, композиторы и режиссеры создавали произведения, прославляющие героизм советских воинов, рассказывающие о страданиях мирного населения и призывающие к борьбе за освобождение Родины. Песни, стихи и спектакли звучали на фронте, в госпиталях и на заводах, вселяя веру в победу.
Важнейшую роль сыграли и музеи, библиотеки и архивы, которые, несмотря на трудности военного времени, продолжали свою работу по сохранению и популяризации культурного наследия. Многие экспонаты были эвакуированы вглубь страны, чтобы избежать уничтожения, а оставшиеся учреждения проводили выставки и лекции, посвященные героическому прошлому России.
Многие участники Великой Отечественной войны становились профсоюзными лидерами. Этот феномен был обусловлен целым рядом факторов. Вернувшиеся с фронта солдаты, прошедшие через горнило сражений, обладали бесценным опытом организации, дисциплины и, главное, пониманием ценности человеческой жизни и важности коллективной поддержки.
Более того, война выковала в них чувство справедливости и стремление защищать интересы товарищей. Тяготы фронтовой жизни, где взаимовыручка и поддержка были залогом выживания, переносились в мирную жизнь, формируя активную гражданскую позицию. Они были олицетворением послевоенного советского общества, его надежд и устремлений к справедливому и процветающему будущему.
Такими уникальными личностями, настоящими профсоюзными лидерами гордится и Саратовская областная организация Общероссийского профсоюза работников культуры.
Всеволод Николаевич Старовойтов (1923 — 2003), председатель Саратовской областной организации Профсоюза работников культуры

Всеволод Николаевич Старовойтов… Имя, звучащее эхом ушедшей эпохи, выкованное в горниле Великой Отечественной войны. Рожденный в 1923 году, он познал юность, опаленную огнем сражений, и встретил зрелость с незаживающей раной, напоминавшей о цене мирной жизни.
Послевоенная биография Старовойтова – это летопись преданного служения культуре и людям. Окончив исторический факультет Саратовского университета, он с головой окунулся в работу, с 1949 по 1963 годы возглавляя районные отделы культуры.
Затем, с марта 1963-го, он встал у руля Саратовского сельского обкома профсоюза работников культуры, а после объединения промышленного и сельского областных комитетов в профсоюз работников культуры стал секретарем, а затем и председателем (с 1972 по 1984 годы) Саратовской областной организации Профсоюза работников культуры, отстаивая интересы тружеников отрасли.
После выхода на заслуженный отдых, он продолжил общественную деятельность. Всеволод Николаевич возглавил областное общество садоводов, приняв на себя бремя, казалось, непосильное. В эпоху тотальных запретов на выделение земли он прокладывал путь садоводам-любителям к заветным соткам. Он организовал обучение председателей садоводческих товариществ, оказывал помощь в строительстве дорог, электролиний, водоводов, ежегодно устраивая областные выставки, где расцветали плоды труда садоводов-любителей и их любви к земле.
Имя Старовойтова было известно далеко за пределами его рабочего кабинета. Его избирали народным депутатом, членом райкома партии, ЦК Профсоюза работников культуры, облсовпрофа и Центральной комиссии ВЦСПС. Его заслуги отмечены многочисленными орденами и медалями, но главной наградой для него всегда оставалась благодарность людей, которым он посвятил свою жизнь.


Значительные средства в фонд помощи фронту внесла профсоюзная организация объединенных Саратовской и эвакуированной в наш город Московской консерваторий в 1942-1943 гг., активно участвуя в таких формах всенародной помощи фронту, как отчисление денежных средств в фонд обороны, подписка на военные займы, сбор средств для строительства самолетов, обеспечение теплыми вещами и подарками бойцов Красной Армии. В швейном кружке сотрудники после работы чинили белье для госпиталя и верхнюю одежду солдат.
Много душевного тепла отдали сотрудники, студенты и преподаватели раненым бойцам, участвуя в военно-шефской работе. Они дежурили в госпитальных палатах, читали раненым книги, писали под диктовку письма их родным и близким. Активной формой помощи Красной Армии стало донорство. Студенты и преподаватели сдавали свою кровь для спасения жизни раненных бойцов. Огромную радость приносили концерты, которые давали в подшефных военных госпиталях 6 концертных бригад, составленных из преподавателей, студентов консерватории и артистов саратовских театров. Они же собирали и отправляли посылки на фронт. Большое внимание профсоюзные организации уделяли семьям военнослужащих. Для них собирались денежные средства, их снабжали топливом, продуктами питания и т.д. В первые дни войны профсоюзы страны провели мощную акцию по развитию патриотического движения, связанного с призывом 31 июля 1941 года коллектива московского завода «Красный пролетарий» ко всем трудящимся страны «ежемесячно до конца войны производить отчисление однодневного заработка в фонд обороны Родины». Инициатива москвичей и активные действия профессиональных союзов нашли живой отклик и привели к созданию такого фонда.
Помогая приблизить День Победы, профсоюзная организация саратовской консерватории внесла свой весомый вклад в это патриотическое движение.
Борис Георгиевич Манжора (1921 – 2011), председатель первичной профсоюзной организации преподавателей Саратовской консерватории

Заслуженный деятель искусств России, профессор Саратовской консерватории Борис Георгиевич Манжора, безусловно, один из самых известных людей в музыкально-театральном мире Саратова.
В 1939 году был призван в действующую Советскую армию артиллеристом на реку Халхин-Гол (1939 – 1941). Затем — служба музыкальным руководителем ансамбля песни и пляски в Монголии и Китае (1942 – 1947). В 1945 году участвовал в переходе через хребет Большой Хинган. Работал в Монголии инструктором ансамбля погранвойск. Программы, которые готовил Борис Георгиевич с ансамблем, выходили за рамки чисто военных концертов. Это были музыкальные спектакли-композиции. Ансамбль погранвойск – единственный военный ансамбль, который получил в 1944 году благодарность вице-президента США Г. Уоллеса.
Борис Георгиевич награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалью «За победу над Японией» и другими советскими и монгольскими медалями.
В 1947 году Борис Манжора вернулся к учёбе в консерватории, которую окончил по двум факультетам — духовому и теоретическому, затем преподавал тромбон, тубу, гармонию и историю музыки. С 1962 года по 1968 год — декан и проректор Саратовской консерватории. Борис Георгиевич выступал в концертах в консерватории и филармонии как исполнитель и лектор, вёл просветительскую деятельность на радио и телевидении, им опубликовано множество ст. в местной прессе.
С 1956 года работал в составе правления Саратовской композиторской организации. В 1965 году — ответственный секретарь отделения союза композиторов РСФСР. Был делегатом IV съезда композиторов РСФСР и VI съезда композиторов СССР. Число музыковедческих трудов Б.Г. Манжоры перевалило за триста. В сфере его исследований находятся музыкальное краеведение, по линии которого он издал целый ряд монографий, в том числе «Композиторы и музыковеды Саратова», «Голос сердца. Страницы жизни Калининой О.П.». Б. Манжора обнаружил в архивах считавшуюся утерянной партитуру симфонической поэмы А. Рубинштейна, установил автора знаменитой песни «Калинка» — И.П. Ларионова. Своеобразный итог творчества — двухтомник об истории Саратовского оперного театра. С 1974 году председатель профкома преподавателей Саратовской консерватории, работе в которой посвятил всю свою оставшуюся жизнь.

Виктор Никифорович Томах (1921 — 2006), председатель первичной профсоюзной организации преподавателей Саратовской консерватории
Режиссёр кафедры оперной подготовки, заслуженный работник культуры, доцент, один из старейших педагогов, проработавший в Саратовской консерватории с 1966 года более 30 лет. Им воспитана блистательная плеяда оперных певцов, ставших украшением многих театров нашей страны и, прежде всего, Саратова – это народный артист СССР Л. Сметанников, народный артист РФ солист Большого театра В. Щербаков, народные артисты РФ Яковлева, С. Костина, В. Баранова, Н. Довгалева, В. Верин, В. Григорьев, солист Мариинского театра С. Алексашкин и многие др. С 1961 по 1969 работал режиссёром Саратовского театра оперы и балета.
Участник Великой Отечественной войны, имеет награды «Орден отечественно войны II степени», 7 медалей. В течение ряда лет являлся председателем Совета ветеранов Великой Отечественной войны. До 1970 г. трижды избирался председателем первичной профсоюзной организации преподавателей Саратовской консерватории.